Гаральд Андреевич Боссе.
Творческий путь Гаральда Боссе, направленность его интересов определялись не только природными дарованиями, но и условиями жизни, воспитания и образования будущего архитектора. Его судьба складывалась совсем иначе, чем судьба его коллег по профессии. Как правило, они приступали к осуществлению собственных проектов в довольно зрелом возрасте, пройдя курс обучения в Академии художеств (12, позднее 9 лет) и три года строительной практики. После этого наиболее одаренные выпускники,награжденные золотой медалью, отправлялись в пенсионерскую поездку по Италии и другим западноевропейским странам для изучения шедевров архитектуры в течение шести лет. Гаральд Боссе , напротив, профессиональное образование получил заграницей, вернулся в Россию еще совсем молодым человеком и приступил к самостоятельной работе, углубляя свои познания в архитектурном искусстве одновременно с приобретением строительного опыта. Таким образом, он как бы догнал многих своих ровесников и более старших коллег, ставших ведущими архитекторами в 40 - 50-е годы XIX столетия.
Гаральд Андреевич Боссе родился 17 сентября 1812 года в Лифляндской губернии. Согласно родословной, предки Гаральда в XVII веке жили в саксонской провинции Мерзебург. Его прадед Себастьян Боссе (1697 – 1775), положивший начало распространению этой фамилии в России, получил теологическое образование, окончив университет в Галле. В Петербург его пригласил патронировавший лютеранскую церковь Св. Петра адмирал К. И. Крюйс по рекомендации профессора Франка и доктора Михаэлиса для преподавания в церковной школе. С. Боссе прибыл в российскую столицу в 1726 году и остался здесь до конца жизни.
У него было восемь детей, и только четверо пережили отца, о его сыне Иоахиме Готгилфе (1742 – 1795) известно, что он переселился в Ригу. Там он занялся коммерцией. От двух браков он имел пятерых сыновей, один из которых решил посвятить себя искусству. Это был отец Гаральда.
Эрнест Готгилф Боссе, художник и гравер, родился 4 августа 1785 года в Риге. Большую часть жизни он провел за границей и пользовался признанием современников как портретист и автор копий с картин великих мастеров живописи.
Это был человек незаурядный. И он, несомненно, оказал большое влияние на своих сыновей. Даже то, что он довольно поздно начал учиться рисованию и живописи, говорит о его любви к искусству и целеустремленности.
В 1809 году он женился на Вильгельмине Денемарк (1787 – 1884), и в 1810, 1811 и 1812 годах у них родились три сына – Эдуард, Вольдемар, который умер ребенком, Гаральд – и позднее еще дочь.
В 1814 году он продолжил занятия в Дрезденской академии художеств у профессора живописи, известного портретиста Йозефа Грасси. С 1815 по 1820 год совершенствовал свое мастерство.
Начало 1820-х годов ознаменовалось появлением Эрнеста Боссе при российском императорском дворе в Петербурге. Александр I подписал 16 июля 1821 года указ Кабинету его императорского величества: «Живописцу Боссу всемилостивейше повелеваем быть при Эрмитаже нашем с жалованьем по 3000 рублей в год из Кабинета». 17 сентября 1822 года был подписан контракт, включавший бесконечный список полотен, предназначенных для копирования в музеях Германии, Италии, Франции.
Долгое время семья жила в Дрездене: это было связано с большим заказом на копии с картин знаменитой Дрезденской галереи. Здесь, на берегах Эльбы, братья Боссе вошли в более тесное и сознательное общение с миром искусства, окончательно определили свое призвание. Здесь началась их профессиональная подготовка. Эдуард поступил в местную Академию художеств, а младший брат Гаральд решил стать архитектором. Он обучился в строительной школе в Дрездене, а затем в 1827 году, переехал в Дармштадт, чтобы продолжить свое архитектурное образование. Стараниями отца юный Гаральд Боссе был определен для обучения архитектуре к придворному директору строений в Дармштадте Г. Моллеру. Выбор был не случаен, так как придворный архитектор уже приобрел широкую известность своими многочисленными постройками. 3 августа 1831 года Г. Моллер выдал своему ученику аттестат об окончании четырехлетнего курса архитектуры. Пройдя практику на строительстве театра в Майнце под руководством автора проекта Г. Моллера, Боссе приехал в С.-Петербург. 28 августа 1832 года «лифляндский уроженец» Гаральд Боссе, «желая посвятить приобретенные малые знания занятиям архитектурным в своем отечестве», обратился в Совет Императорской академии художеств с прошением о присвоении ему звания художника, и уже 29 декабря 1832 года он получил аттестат на звание свободного художника за прект загородного дома.
Его профессиональная деятельнасть в Петербурге началась с работы чертежником в мастерской Александра Павловича Брюллова. В 1842 за проект здания губернских присутственных мест Г.Боссе получил звание академика, в 1854 -звание профессора Академии художеств, с 1858 придворный архитектор. В 1850-е гг. руководил практикой учащихся Строительного училища.
Мастерски комбинируя новаторские объемно-пространственные решения и декоративные элементы архитектуры различных эпох и стилей, построил и отделал в С.-Петербурге более 40 особняков, в т. ч. дома в стиле позднего
классицизма
и неоренессанса. В отделке интерьеров предпочитал стили неоренессанс, неорококо, а также "помпейский", "мавританский", "византийский".
Вершиной творчества Боссе считаются два крупных дворцово-парковых комплекса - Знаменка (дача великого князя Николая Николаевича, 1853-59) и Михайловка (дача великого князя Михаила Николаевича, 1858-62).
Боссе составил множество проектов церквей, в т. ч. эстонской лютеранской церкви Св. Иоанна
(1859-60), Реформатской церкви, Немецкой церкви в Гельсингфорсе (1864).
Выйдя в отставку по состоянию здоровья, с 1862 жил в Дрездене, где по его проектам было построено несколько частных домов-особняков, а также православная (1872-74) и лютеранская церкви (начало 1890-х гг.).
Последней работой архитектора была реформаторская церковь в Дрездене. Она было освящена 7 марта 1894 года. Через три дня после праздничной церемонии сердце Гаральда Андреевича Боссе остановилось. Это было достойное завершение жизни, исполненной неустанных трудов и творческого горения.
|