s2 bosse s3
b1 b2 b3 b4 b5 b5 b5
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
 

Гаральд Андреевич Боссе.

Творческий путь Гаральда Боссе, направленность его интересов определялись не только природными дарованиями, но и условиями жизни, воспитания и образования будущего архитектора. Его судьба складывалась совсем иначе, чем судьба его коллег по профессии. Как правило, они приступали к осуществлению собственных проектов в довольно зрелом возрасте, пройдя курс обучения в Академии художеств (12, позднее 9 лет) и три года строительной практики. После этого наиболее одаренные выпускники,награжденные золотой медалью, отправлялись в пенсионерскую поездку по Италии и другим западноевропейским странам для изучения шедевров архитектуры в течение шести лет. Гаральд Боссе , напротив, профессиональное образование получил заграницей, вернулся в Россию еще совсем молодым человеком и приступил к самостоятельной работе, углубляя свои познания в архитектурном искусстве одновременно с приобретением строительного опыта. Таким образом, он как бы догнал многих своих ровесников и более старших коллег, ставших ведущими архитекторами в 40 - 50-е годы XIX столетия.

Гаральд Андреевич Боссе родился 17 сентября 1812 года в Лифляндской губернии. Согласно родословной, предки Гаральда в XVII веке жили в саксонской провинции Мерзебург. Его прадед Себастьян Боссе (1697 – 1775), положивший начало распространению этой фамилии в России, получил теологическое образование, окончив университет в Галле. В Петербург его пригласил патронировавший лютеранскую церковь Св. Петра адмирал К. И. Крюйс по рекомендации профессора Франка и доктора Михаэлиса для преподавания в церковной школе. С. Боссе прибыл в российскую столицу в 1726 году и остался здесь до конца жизни.

У него было восемь детей, и только четверо пережили отца, о его сыне Иоахиме Готгилфе (1742 – 1795) известно, что он переселился в Ригу. Там он занялся коммерцией. От двух браков он имел пятерых сыновей, один из которых решил посвятить себя искусству. Это был отец Гаральда.

Эрнест Готгилф Боссе, художник и гравер, родился 4 августа 1785 года в Риге. Большую часть жизни он провел за границей и пользовался признанием современников как портретист и автор копий с картин великих мастеров живописи. Это был человек незаурядный. И он, несомненно, оказал большое влияние на своих сыновей. Даже то, что он довольно поздно начал учиться рисованию и живописи, говорит о его любви к искусству и целеустремленности. В 1809 году он женился на Вильгельмине Денемарк (1787 – 1884), и в 1810, 1811 и 1812 годах у них родились три сына – Эдуард, Вольдемар, который умер ребенком, Гаральд – и позднее еще дочь.

В 1814 году он продолжил занятия в Дрезденской академии художеств у профессора живописи, известного портретиста Йозефа Грасси. С 1815 по 1820 год совершенствовал свое мастерство.

Начало 1820-х годов ознаменовалось появлением Эрнеста Боссе при российском императорском дворе в Петербурге. Александр I подписал 16 июля 1821 года указ Кабинету его императорского величества: «Живописцу Боссу всемилостивейше повелеваем быть при Эрмитаже нашем с жалованьем по 3000 рублей в год из Кабинета». 17 сентября 1822 года был подписан контракт, включавший бесконечный список полотен, предназначенных для копирования в музеях Германии, Италии, Франции.

Долгое время семья жила в Дрездене: это было связано с большим заказом на копии с картин знаменитой Дрезденской галереи. Здесь, на берегах Эльбы, братья Боссе вошли в более тесное и сознательное общение с миром искусства, окончательно определили свое призвание. Здесь началась их профессиональная подготовка. Эдуард поступил в местную Академию художеств, а младший брат Гаральд решил стать архитектором. Он обучился в строительной школе в Дрездене, а затем в 1827 году, переехал в Дармштадт, чтобы продолжить свое архитектурное образование. Стараниями отца юный Гаральд Боссе был определен для обучения архитектуре к придворному директору строений в Дармштадте Г. Моллеру. Выбор был не случаен, так как придворный архитектор уже приобрел широкую известность своими многочисленными постройками. 3 августа 1831 года Г. Моллер выдал своему ученику аттестат об окончании четырехлетнего курса архитектуры. Пройдя практику на строительстве театра в Майнце под руководством автора проекта Г. Моллера, Боссе приехал в С.-Петербург. 28 августа 1832 года «лифляндский уроженец» Гаральд Боссе, «желая посвятить приобретенные малые знания занятиям архитектурным в своем отечестве», обратился в Совет Императорской академии художеств с прошением о присвоении ему звания художника, и уже 29 декабря 1832 года он получил аттестат на звание свободного художника за прект загородного дома.

Его профессиональная деятельнасть в Петербурге началась с работы чертежником в мастерской Александра Павловича Брюллова. В 1842 за проект здания губернских присутственных мест Г.Боссе получил звание академика, в 1854 -звание профессора Академии художеств, с 1858 придворный архитектор. В 1850-е гг. руководил практикой учащихся Строительного училища.

Мастерски комбинируя новаторские объемно-пространственные решения и декоративные элементы архитектуры различных эпох и стилей, построил и отделал в С.-Петербурге более 40 особняков, в т. ч. дома в стиле позднего классицизма и неоренессанса. В отделке интерьеров предпочитал стили неоренессанс, неорококо, а также "помпейский", "мавританский", "византийский".

Вершиной творчества Боссе считаются два крупных дворцово-парковых комплекса - Знаменка (дача великого князя Николая Николаевича, 1853-59) и Михайловка (дача великого князя Михаила Николаевича, 1858-62).

Боссе составил множество проектов церквей, в т. ч. эстонской лютеранской церкви Св. Иоанна (1859-60), Реформатской церкви, Немецкой церкви в Гельсингфорсе (1864).

Выйдя в отставку по состоянию здоровья, с 1862 жил в Дрездене, где по его проектам было построено несколько частных домов-особняков, а также православная (1872-74) и лютеранская церкви (начало 1890-х гг.).

Последней работой архитектора была реформаторская церковь в Дрездене. Она было освящена 7 марта 1894 года. Через три дня после праздничной церемонии сердце Гаральда Андреевича Боссе остановилось. Это было достойное завершение жизни, исполненной неустанных трудов и творческого горения.

В начало


Сайт выполнен Логвиновой Викторией. Все права защищены. © 2009. Любое использование материала и изображений с данного сайта возможно только с согласия автора. Материал взят из книги В.И.Андреевой.

Hosted by uCoz