s2 bosse s3
b1 b2 b3 b4 b5 b5 b5
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
 

Страницы истории «мызы Знаменской».

zЗнаменское имение в своих границах 19 в. включало в себя 10 «стандартных» 100-саженных участков. Первый из них(считая с востока на запад) первоначально входил в состав дачи И.А. Мусина-Пушкина, но к 1719 году был отдан боевому генералу, премьер-майору лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Ивановичу Бутурлину. В 1719-1721 годах усадьба здесь отсутствовала, зато было «5 дворов чухонских».

Со вступлением на престол Петра II И.И. Бутурлин происками Меншикова подвергся опале, и его конфискованная дача в 1727 году была передана доктору И.Л. Блюментросту. В 1745 году здесь существовал новый деревянный дом с подсобными постройками. В деревне было 9 крестьянских домов.

Следующая дача в 1714 году принадлежала Матвею Дмитриевичу Олсуфьеву, обер-гофмейстеру двора Петра I, который построил здесь усадьбу с господским домом. Владелец соседней дачи, стольник Иван Иванович Ржевский, променял ее «иноземцу», служителю царицы Екатерины Алексеевны Юрию Андрееву, у которого в 1719 году ее вместе с усадьбой купил сосед, вышеупомянутый М.Д. Олсуфьев. В июле 1727 года попытку завладеть имением Олсуфьева предпринял А.Д. Меншиков, но закончилась неудачей. Усадьбы с землей достались по наследству сыновьям владельца, капралу лейб-гвардии Измайловского полка Якову и прапорщику того же полка Ивану Олсуфьевым.

В начале 1750-х годов их дачи, а также принадлежавшая И.Л. Блюментросту стали имением Ивана Ивановича Шувалова, фаворита и генерал-адъютанта императрицы Елизаветы Петровны, основателя и куратора Московского университета, покровителя М.В. Ломоносова. О структуре имения позволяют судить планы последней трети XVIII в. В его восточной части, на бывшей даче Блюментроста, располагался большой дом со службами и регулярным садом. От дома с террасы спускались две дороги, между которыми были вырыты два симметричных пруда. К западу от оврага находилась деревня Поэзи, а еще западнее сохранялась построенная по «образцовым» проектам петровская усадьба «иноземца». Ю.Андреева, теперь «малый» дом И.И. Шувалова.

Вслед за дачей И.И. Ржевского в 1714 году начиналась состоявшая из двух «мест» дача стольника Ивана Родионовича Стрешнева. К 1721 году на каждом участке у него было по усадьбе, на восточном – со множеством служб, на западном – один господский дом. Имение унаследовали его сыновья, Василий Иванович, впоследствии сенатор, и генерал-аншеф Петр Иванович Стрешневы. Между 1745 и 1747 годами оно перешло в руки генерал- фельдмаршала, канцлера, графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, который большую часть елизаветинского царствования возглавлял внешнюю политику России.

За дачей И.Р. Стрешнева в 1714 году располагалась такая же «двойная» дача И.И. Ржевского и следующая, «порожняя», вскоре полученная Юрием Андреевым, которую Ржевский, в результате обмена, присоединил к своей и стал обладателем имения из трех «мест», названного Васильевским. Уже в 1719 году его первоначальная дача считалась принадлежащей его детям, генерал-адъютанту Василию и мичману Андрею Ржевским, у которых была построена усадьба и возведена церковь во имя св. Петра и Павла. «Фасадический» план 1725 года демонстрирует нам одноэтажный господский дом со службами и небольшую деревянную церковь, типично петровскую, базиликальную, с увенчанной острым шпицем колокольней. Для себя И.И. Ржевский построил новую небольшую усадьбу с садом на восточной, выменянной даче.

На восточном участке дачи, который в 1725 году перешел в руки Ульяна Акимовича Синявина, главы Канцелярии от строении, также существовала усадьба – небольшой ансамбль, подробно изображенный на плане 1725 года. От построенного по «образцовому» проекту дома с мезонином и каре служб с террасы к морю вела «перспектива», по его сторонам располагались два фруктовых сада, в глубине леса – небольшая восьмигранная беседка-«чердачок». Именно на этом месте сейчас находится дворец.

Последняя, западная дача из состава будущей Знаменки, также «двойная», в 1714-1719 годах принадлежала сенатору, князю Григорию Ивановичу Волконскому. В 1714 – 1715 годах здесь были устроены кирпичные заводы Московской и Архангелогородской губерний, при которых возникло большое селение кирпичников – будущая деревня Знаменская. У Волконского усадьбы здесь не было – ее построил новый владелец, генерал-аншеф, сенатор, граф Григорий Петрович Чернышев, который купил дачу в 1719 году.

В 1732 году, после смерти В.И. Ржевского, Васильевское было пожаловано президенту Адмиралтейств-коллегии, адмиралу, графу Николаю Федоровичу Головину. Затем он присоединил к своему имению дачи Г.П. Чернышева и У.А. Синявина. На месте бывшей синявинской усадьбы Головин построил деревянный дворец – длинное монотонное здание, с пилястровым, увенчанным треугольным фронтоном портиком в центре. На нижней террасе был разбит регулярный сад с галереями, похожими на Фонтанные галереи Петергофе. В конце 1730-х или 1740 года имение было куплено Густавом Бироном, с октября 1740 года регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче. После его отстранения от власти и осуждения сенатским указом от 28 февраля 1741 года оно было возвращено Головиным. В 1747 году имение уже числилось принадлежащим обер-егермейстеру А.Г. Разумовскому. Затем к Васильевскому была присоединена дача А.П. Бестужева-Рюмина.

На месте головинского дома А.Г. Разумовский построил новый каменный трехэтажный дворец в стиле раннего классицизма, а также существующую до сих пор каменную церковь традиционной «украинской» схемы, с тремя вытянутыми вдоль ее продольной оси куполами. После смерти А.Г. Разумовского, в 1771 году, имение унаследовал его брат, Кирилл Григорьевич Разумовский. В этом же году им была приобретена дача И.И. Шувалова, разделявшая Васильевскую дачу и его Гетманскую мызу. После этого он стал владельцем огромного имения, протянувшегося почти от Стрельны до Александрии.

В 1790-х годах Знаменское у К.Г.Разумовского купил сенатор Петр Васильевич Мятлев. Он начал активно благоустраивать свое новое имение. В 1824-1833 годах в Знаменке были построены каменные флигели большого дома, оранжереи, скотный двор. Снесли обветшавший дом Шувалова и возвели в роще новый, который традиционно продолжал называться «шуваловским». Наиболее важной из произошедших перемен следует считать создание пейзажного Верхнего сада, разбитого между вновь проложенными Косым и Церковным проспектами, составившими с центральной осевой просекой асимметричный трезубец.

В начале XIX века «главный фасад» центрального ансамбля Знаменки переориентируется на юг. Именно в расчет на восприятие с верхней Петергофской дачи строилась система подъездов ко дворцу, формировался Верхний сад. Нижний сад на планах 1-й половины XIX века показан заросшим, едва сохраняющим остатки планировки предшествующего столетия.

В 1835 году у вдовы П.В. Мятлева Знаменку приобрел для своей супруги император Николай I. Окрестности Знаменки давно пользовались ее любовью.

С этого времени Знаменка превращается в образцовую усадьбу, которая совместила в себе черты огромного дворцово-паркового ансамбля и доходного имения. Регулярно распланированные деревни, многочисленные дороги, новые хозяйственные достройки, луга и поля, лесные массивы – все это создавалось и находилось под присмотром лучших архитекторов и садовников.

Уже в 1835 году было решено перестроить обе входящие в состав имения деревни по новым планам и с применением специально разработанных проектов в «русском» стиле. Это сделал помощник К.И. Росси З.Ф. Дыльдин: Знаменская была распланирована развернутой навстречу морю дугой, Поэзи – «скобой», мягко изогнутой вдоль кромки приморского уступа и прорезавшего его оврага. Между 1836 и 1838 годами было построено 45 крестьянских дворов, из них 17 в Знаменской и 28 в Поэзи. В 1843 году в южной части имения было основано поселение немецких колонистов – Знаменская колония из 4 дворов.

Во второй половине 1830-х годов под руководством садовода Джозефа Буша развернулись работы по приведению в порядок парков и ландшафтов имения: приступили к рубкам и подсадкам растений, формировали новые видовые зоны и перспективы, прокладывали пейзажные дороги, занимались мелиорацией. В 1836 году была проложена «английская» дорога в западной, прилегающей к Александрии, части имения, благодаря чему появилось прогулочное «кольцо» вдоль берега и кромки верхней террасы, мимо новой деревни Знаменской. Вдоль берега залива в 1849 году проложили прогулочную Морскую дорогу.

Старый дворец А.Г. Разумовского был также перестроен – сначала, в 1836 году, частично А.И. Штакеншнейдером, а в 1857-1859 годах, для нового владельца имения, великого князя Николая Николаевича, - капитально, в стиле «необарокко» по проекту Г.А. Боссе. Первым, 27 июля 1852 года, был утвержден проект Конюшенного двора на 90 лошадей. Сохранились планы, главный и боковой фасады здания, рисунки железных ворот, дверей, лепного картуша. Работы велись с 1853 по 1855 год. Помощниками Боссе на строительстве конюшен были архитектор Н.А. Гаккель, художники Доннат и Барт, должность каменных дел мастера исполнял Л.Ф. Фонтана. Перестройка дворца со службами была возложена на Строительную комиссию Императорского Эрмитажа. В апреле 1856 года комиссия обратилась в Академию художеств с просьбой о рассмотрении составленных Боссе новых планов и смет на перестройку Знаменского дворца и «построение при нем здания кухонь и должностей со службами, смотрительского дома и оранжерей». Профессора Академии художеств К.А. Тон, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер и Р.А. Желязевич, которым поручили экспертизу проекта, в своем заключении отметили, что «сметы сии составлены во всем согласно с чертежами…что настоящая стоимость упомянутых проектов с точностью определена быть может только по сделании торгов». После этого решено было пристуаить к сооружению служебных зданий. Помощником Боссе в должности младшего архитектора 5 ноября 1856 года назначили академика Р. Гедике.

Окончательный проект дворца был одобрен 22 марта 1857 года, и через два года все работы были закончены. 27 июля 1859 года Александр II подписал указ о награждении участников строительства «в воздаяние отличного усердия и трудов» - главного архитектора Гаральда Боссе орденом Св. Анны 2-й степени, смотрителя дворца Алексея Петрова орденом Св. Анны 3-й степени, младшего архитектора Роберта Гедике, каменных дел мастера Евграфа Гана и отставного титулярного советника Густава Баггавута орденами Св. Станислава 3-й степени.

В результате перестройки, осуществленной по проекту Боссе, главное здание получило облик величественного, парадного, подлинно дворцового сооружения. В целях экономии средств были максимально сохранены существовавшие корпуса. Сложное декоративное убранство фасадов в стиле растреллиевского барокко было выполнено путем кирпичной прикладки к старым стенам и введения многочисленных лепных и скульптурных деталей.

Для оформления прямоугольного в плане центрального корпуса с двумя трехгранными боковыми ризалитами с южной стороны использованы колонны композитного ордера, пилястры ионического ордера, раскрепованный антаблемент, лучковые фронтоны, волютообразные сандрики, тонко прорисованные наличники, балюстрады над карнизом. В центре фасады завершаются высокими фигурными аттиками с изображением двуглавого орла и императорской короны. С северной стороны вместо балкона на каменных столбах, затемнявших первый этаж, устроен, как и с южной стороны, балкон на металлических кронштейнах.

Автор проекта значительно изменил композицию однообразных и слишком растянутых боковых частей здания посредством выделения объемных акцентов. Он надстроил ближайшие к центру корпуса и дальние флигели аттиковым этажом, повысив их таким образом относительно переходных галерей. Кроме того, возвел заново в середине боковых линий небольшие павильоны в три оси с входными тамбурами на южном фасаде. В одном из вариантов проекта предполагалось увеличить ширину переходных галерей по поперечной оси, но при перестройке расширили только восточную галерею. Флигели, павильоны, галереи получили богатую пластическую обработку, аналогичную отделке главного корпуса. В результате масштабное сооружение обрело стилистическую цельность и художественную выразительность, присущую лучшим памятникам архитектуры барокко.

Внутри здания при сохранении капитальных стен и сводчатых перекрытий Парадных сеней,галерей-переходов были произведены работы по укреплению конструкций, улучшению воздухообмена, сообщения между этажами и созданию новых жилых помещений. В центральном корпусе и флигелях устроили перекрытия по металлическим балкам, разобрали старые печи, деревянные лестницы, внутренние балконы и сделали новые в более удобных местах. Планировка главного корпуса существенно не изменилась. По центральной оси в первом этаже расположены Вестибюль и Приемный зал, во втором – Парадные залы и Цветочная галерея. К центральным залам с восточной и западной сторон примыкают Парадная лестница, кабинеты и гостиные.

Отделка всех помещений дворца была выполнена заново в соответствии с наружным декором, преимущественно в характере барокко и рококо, но в более сдержанной форме. Самыми эффектными интерьерами являлись двусветные парадные залы – Танцевальный и Длинный, в оформлении которых использовались колонны и пилястры композитного ордера, скульптуры кариатид. Архитектор Э.Л. Ган в 1855 году построил новый каменный шлюз Большого пруда. В Верхнем саду великим князем была установлена мраморная колонна «Любезным моим родителям».

На берегу залива архитектор А.И. Штакеншнейдер в конце 1840-х годов построил «готический» павильон «Ренелла», откуда открывались широкие морские панорамы. Сооружение было возведено по образцу одной из вилл в Сицилии, для чего из Палермо прислали чертежи. «Шуваловский» дом коренным образом реконструировали в 1837-1838 годах: на его основе устроили ферму «Крейт» - живописный комплекс в швейцарском стиле, включавший скотный двор, молочную и комнаты для отдыха во время прогулок по побережью. В середине XIX века эта ферма была перестроена: сохранив прежнюю композицию, ее первый этаж возвели в камне. Изменились некоторые детали.

В результате преобразований имение превратилось в сложный архитектурно-ландшафтный комплекс, где в нерасторжимом единстве существовали два начала – художественное и практическое. Трудовая жизнь крестьян, стада на лугах, рыбачьи лодки у берега стали частью гармоничного ландшафта, образцом процветающего имения для помещиков всей России. Знаменка вызывала восхищение современников.

В 1867 году , на углу Петергофской дороги и Церковного проспекта, по проекту Н.Л. Бенуа была построена часовня. Это знаменитый ориентир, своего рода «визитная карточка» Знаменки на трассе шоссе.

В 1870-х годах по проекту С. Кушелева на территории «Крейта» был возведен новый комплекс Знаменской фермы, полностью повторивший композицию прежнего. Главное здание фермы предназначалось для проживания владельцев усадьбы и включало гостиные, кабинеты, спальни и столовую. В первом этаже большого дома находились стойла для скота. Несколько вспомогательных зданий, в том числе высокий деревянный дом в швейцарском стиле с башней-бельведером, возвели близ конюшенного двора. В 1870-х годах архитектором Ф.С. Харламовым в Знаменке были построены деревянные церковь Ильи Пророка и детский приют.

После отмены крепостного права, в 1860-х годах из состава имения были выделены обе деревни с земельными наделами. В 1886 году участок территории Знаменки вдоль границы с Александрией вошел в состав последней.

После революции Знаменка была национализирована. В 1924 году здесь разместилась детская колония, а в 1952 году усадьба была передана Ленинградскому плодоовощному институту. Институт с общежитием разместился во дворце и конюшенном корпусе. Оранжереи использовались в системе учебного хозяйства, церковь – как продуктовый склад. Ферма отошла к школе-колонии «Красные зори». Деревни Знаменская и Поэзи окончательно превратились в самостоятельные пригородные поселки.

22 сентября 1941 года Знаменка была занята немцами. Ее освободили 15 января 1944 года. После войны в сохранившихся зданиях усадьбы разместилась птицефабрика. В 1968 году по проекту М.М. Плотникова началось восстановление усадьбы, в которой разместился пансионат. Конюшенный двор и ряд других зданий до сих пор находятся в руинах и продолжают разрушаться.

В начало


Сайт выполнен Логвиновой Викторией. Все права защищены. © 2009. Любое использование материала и изображений с данного сайта возможно только с согласия автора. Материал взят из книги В.И.Андреевой.

Hosted by uCoz