s2 bosse s3
b1 b2 b3 b4 b5 b5 b5
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
 

Страницы истории «Михайловской дачи»

Михайловская дача, ныне называемая Михайловкой, - последнее по времени возникновения звено в цепи резиденций императорской фамилии по Петергофской дороге.

g

Михайловское состоит из восьми «мест», в начале XVIII века находившихся во владении пяти разных лиц. Первая с востока из этих дач была «докторской», принадлежавшей выдающимся деятелям науки той поры, личным врачам Петра I – главе Аптекарского приказа и заведующему кунсткамерой Роберту Карловичу Арескину и первому президенту Академии наук Лаврентию Лаврентьевичу Блюментросту, к которому она перешла после смерти Арескина в 1718 году. Расположение дачи близ Стрельны было, по-видимому, не случайно: лейб-медик должен был находиться поблизости от царского двора. В 1730-х годах дачей владел тайный советник, правитель канцелярии Верховного Тайного совета В.С. Степанов, в 1740-х – капитан лейб-гвардии Измайловского полка В.В. Барятинский, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка В.В. Степанов, во второй половине XVIII века – генерал-поручик, действительный камергер С.Н. Синявин и его брат, адмирал А.Н. Синявин. Изображение этой усадьбы мы находим на плане 1777 года: посредине ее – разветвленный овраг, к западу от которого господский дом, к востоку – службы.

Вторая дача также, вероятно, обрела своего владельца благодаря близости Стрельны: им был знаменитый обер-кухмистер Петра I Иоганн Фельтен. В 1750-х годах дача по его имени называлась «мызой Яганцевой» и имела «сенокос, сарай, конюшню, амбар, сад, пруд, …». После смерти Фельтена усадьба принадлежала его вдове, Марии Ивановне, в 1750-х годах – обер-секретарю Синода Я.Леванидову и его вдове Анастасии Васильевне, в 1760-х годах – начале 1770-х действительному тайному советнику, сенатору, обер-шталмейстеру П.С. Сумарокову и в последней четверти XVIII века – начале XIX века генерал-поручику, действительному тайному советнику В.М. Ребиндеру. План 1777 года демонстрирует нам композицию, близкую предыдущей усадьбе, совершенно аналогичную по пятну застройки господского дома, но в целом более сложную: с двумя косыми спусками к нижней дороге, двумя симметричными флигелями и двумя прямоугольными прудами на нижней террасе. Усадьбы были объединены в начале XIX века. В 1810-х годах имение принадлежало княгине В.А. Шаховской и называлось «Монкальм». Как свидетельствуют планы 1820-1830-х годов, к этому времени постройки на бывшей даче Арескина были снесены. Зато «мыза Яганцева» была дополнена разного рода постройками и флигелями. В 1822 году имение перешло в руки «генерал-лейтенанта» В.О. Балабиной.

Третья «петровская» дача принадлежала Тихону Игнатьевичу Лукину – ведущему специалисту отечественного кораблестроения по блоковому и такелажному делу, одному из близких Петру I лиц. Около 1740 года дача была продана фельдмаршалу, графу Бурхарту-Христофору Миниху. В этом году он приобрел и соседнюю усадьбу, в петровское время принадлежавшую стольнику Ивану Ивановичу Стрешневу, а в 1730-х годах – секретарю Андриану и поручику Андрею Позняковым.

Последней, самой обширной дачей, в 1714 г. состоявшей из пяти «мест», владел глава Монастырского приказа, сенатор, граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Из описи 1719 г. мы узнаем, что его обширная усадьба включала фахверковый господский дом («мазанки») из 7 комнат, ряд подсобных строений, скотный двор. При дороге был построен кабак, называемый «Мартышка». В состав имения входило «пять дворов чухонских»: эту деревню, будущую Коркули, мы находим на шведских планах под названием Кирпола, а в ведомости 1710 г. - Кирпуля. Во второй половине 1710-х годов одно из «мест» Мусина-Пушкина, впоследствии включенное в состав Знаменского имения, было передано И.И. Бутурлину, а на втором, составившем западный участок Михайловского, устроены кирпичные заводы Сибирской губернии. Впрочем, оно осталось в составе прежнего имения, которое в 1730-х годах принадлежало сыну предыдущего владельца, графу Платону Ивановичу Мусину-Пушкину, сенатору, президенту Коммерц-колегии.

В 1740 году П.И. Мусин-Пушкин был осужден по делу Волынского, лишен чинов и звания и с «урезанием языка» сослан в Соловецкий монастырь. Его усадьба была пожалована Б.-Х. Миниху, который с приобретением двух соседних имений стал владельцем всей центральной и западной части будущего Михайловского. Очевидно, сразу после пожалования Миних создает проект и начинает здесь строительство своей новой усадьбы, названной им «Убежище».

Проектный план демонстрирует нам великолепный ансамбль с регулярными верхними и нижними парками, с дворцом у кромки террасы. Западную часть имения прорезает извилистая речка Шинкарка. В ее русле – пруд, по берегам которого разбросаны крестьянские дворы деревни Коркули. У водоспуска этого пруда, на берегу реки, показана старая усадьба Мусина-Пушкина с хозяйственными строениями и «скобой» скотного двора.

Позднейшие планы свидетельствуют, что проект усадьбы за полтора года, в течение которых ею владел Миних, был в значительной степени реализован: произведена планировка (существующая до сих пор), возведен вчерне деревянный дворец. Завершить строительство Миних не успел: арестованный в результате переворота 25 ноября 1741 г., он был отправлен в ссылку, а его имения конфискованы. Указом от 7 октября 1743 г. «приморский двор» Миниха был пожалован Елизаветой Петровной ее фавориту А.Г. Разумовскому.

Согласно описи 1745 г. на даче Разумовского помимо миниховского «деревянного строения, не в отделке 27 покоев» имелось «каменного наличного строения 7 палат»- вновь возведенный Разумовским господский дом, впоследствии перестроенный Г.А. Боссе и известный ныне как Гофмейстерский, или Кавалерский корпус.

По-видимому, на рубеже 1740-1750-х годах А.Г. Разумовский подарил имение своему брату Кириллу Григорьевичу Разумовскому, назначенному гетманом Малороссии, президенту Академии наук. Усадьба стала именоваться Гетманской мызой. Известно, что в «миниховском» доме у нового владельца была прекрасная коллекция живописи.

Около 1790 г. имение перешло в руки княгини Е.И. Барятинской, урожденной принцессы Голштейн-Бек, а затем ее сына, тайного советника, посла в Баварии князя И.И. Барятинского. Объявление 1795 г. с предложением о сдаче внаем каменного и «миниховского» домов со службами содержит такие детали: «…наемщикам представлена будет свобода гулять в Английских садах и оранжерейных комнатах…Сказанная дача имеет приятное местоположение и пристань…» Очевидно, в эти же годы Д. Кваренги сделал два рисунка, запечатлевшие важные компоненты усадьбы: похожий на замок скотный двор и оранжерейный комплекс (первый располагался на берегу Шинкарки, а оранжереи – на месте ныне существующих в Михайловском). Фрейлина В.Н. Головина вспоминала: «Лето 1797 года я проводила с графиней Толстой в имении ее матери, княгини Барятинской, в пяти верстах от Петергофа. Туда в июле ко дню ангела государыни переехал двор… Имение, где мы жили, было очень удачно расположено: с холма открывался прелестный вид на залив, к дому вела красивая аллея, было много места для прогулок, масса цветов и фруктов. Из окна моего кабинета направо виднелся город, а налево – безбрежное море».

К 1799 году в усадьбе специально для сдачи внаем было возведено еще два деревянных дома: один на горе, видом к взморью и на большую дорогу, другой – в саду при большой дороге, с необходимыми службами. Проект одного из них, выполненный архитектором Ефимом Малышевым, нам удалось обнаружить. Типичный классицистический дом с мезонином и балконом, поддерживаемым четырьмя колоннами, был задуман в комплексе с хозяйственными постройками, сгруппированными вокруг квадратного двора. Усадьба была возведена с некоторыми отступлениями от проекта рядом со скотным двором, на месте прежней петровской, принадлежавшей Мусину-Пушкину.

В 1816 году Гетманская мыза перешла в руки А. Галловея, который три года спустя продал ее северо-восточную часть (до шоссе) П.И. Мятлевой. Мятлевы, в то время владевшие Знаменской мызой, назвали это имение Мало-Знаменским. Вскоре оно было приобретено некой Галаховой, по-видимому, женой бывшего управляющего имением Барятинских.

В мае 1834 года бывшие Гетманская мыза и «Монкальм» были куплены для устройства резиденции великого князя Михаила Николаевича и до его совершеннолетия переданы в ведение Департамента уделов. В январе 1836 года та же судьба постигла Мало-Знаменское.

Вскоре после покупки усадьбы Галловея все ее постройки были разобраны. Из составленной перед этим описи мы узнаем, что миниховский дом был деревянным на каменном фундаменте, с надстройками по бокам, галереею, балконом и двумя крыльцами, двумя одноэтажными флигелями. Кроме того, в описи упомянут уже знакомый нам гостевой дом с принадлежащим к нему большим фруктовым садом, скотный двор с башнею, а также беседка, ветряная мельница и множество других построек.

В августе 1834 года Николай I утвердил проект перестройки деревни Коркули, которая была перенесена с прежнего места на линию шоссе. Крестьянские дворы были сблокированы по два. Эти «пары» разделялись паузами садов, что задавало четкий ритм застройки, создавало образ архитектурно завершенного благоустроенного селения.

На протяжении 1830 – 1840-х годах облагораживались зеленые массивы имения. Здесь высадили сотни деревьев ценных пород (лип, дубов, кленов, елей, ясеней, лиственниц, берез), вырубили больные растения. Была расчищена сосновая роща к югу от шоссе, осушено расположенное рядом болото. В 1846 и 1849 годах по территории имения проложили прибрежную Морскую дорогу.

В 1850 году А.И. Штакеншнейдер по приказу Николая I составил проект нового дворца в Михайловском имении. Но дворец был найден слишком обширным, и архитектор перерабатывает чертежи. Одновременно, в 1852 – 1854 годах, он реконструирует старый оранжерейный двор Гетманской мызы: сносит старые и возводит две новые оранжереи, дом садовника, ряд других строений. В 1854 году была сломана обветшавшая усадьба на бывшей даче Балабиной («Монкальм»).

Новый проект дворцового ансамбля Штакеншнейдера, переданный великому князю Михаилу Николаевичу в 1856 году, также не удовлетворил заказчика. В этом же году свои проектные предложения представили Л.Л. Бонштедт, А.Ф. Петцольд и И.И. Шарлемань. Заказчик выбрал проект последнего, с дворцом, по характеру наиболее приближающимся к итальянской вилле. Его асимметричная композиция была основана на сочетании двух смещенных друг относительно друга объемов Большого и Малого дворцов. Кроме того, проект включал генеральный план усадьбы, чертежи служб и вспомогательных построек. Фундамент дворца был заложен летом 1857 года.

Однако вскоре по настоянию министра императорского двора Адлерберга, подвергшего критике способности Шарлеманя, архитектор был отстранен от работ. Из десяти рекомендованных новых кандидатур Михаил Николаевич выбрал Г.А. Боссе. К весне следующего года Боссе переработал проект Шарлеманя: сохранив, согласно пожеланию заказчика, «общий наружный вид дворца» - принцип его композиции и стилистику, он значительно изменил архитектуру здания. Были перекомпонованы фасады, усложнены общее планировочное решение и внутренняя планировка. Боссе самостоятельно разработал проекты отделки интерьеров, преимущественно в стиле английского возрождения и рококо.

В 1858 году состоялась официальная закладка дворца, а в мае 1862 года работы по ансамблю завершились. Помимо самого дворца, по проектам, переработанным Боссе, были возведены Кухонный и Конюшенный корпуса, бывший дом Разумовских перестроен Кавалерский корпус. Одновременно соорудили караулку, еще одну оранжерею, егерский дом с псарней, мосты и плотины, оформили главный въезд в парк. Дворец окружили многочисленные сооружения малых форм: перголы, веранды, статуи, фонтаны.

Ранее существовавшие «английские» парки «Монкальма» и Мало-Знаменского были значительно преобразованы и на их основе создан новый пейзажный парк. В облагороженных двумя десятилетиями ранее зеленых массивов произвели ландшафтные рубки, расчистили поляны, сформировали куртины. Имеющаяся сеть дорожек была дополнена новыми, распространенными на нижнюю террасу и запад, в район Конюшенного двора. Значительно изменилась водная система, включившая в себя несколько новых прудов, соединенных со старыми извилистыми портиками. К востоку от дворца насыпали искусственную гору высотой 14 метров. Работы по парку проводились под наблюдением садового мастера Фроста.

В 1861 году на месте «миниховского» по проекту архитектора Д.И. Гримма была заложена каменная церковь Св. Ольги с колокольней. В 1864 году ее строительство и благоустройство местности завершилось. Церковь стала западным архитектурным звеном михайловского ансамбля. Дальше, у самой границы со Знаменской мызой, на старинном Шуваловском кладбище, в 1877 году возвели часовню в память цесаревича Николая Александровича. В следующем году она была обращена в церковь.

В 1864 году была продана на снос старая ферма дачи Балабиной. В последующие годы в усадьбе возводились в основном незначительные сооруженя – небольшая чугунная часовня, гараж, кегельбан. Теннисные корты…

В чем же заключалось художественное своеобразие архитектурного решения Боссе, найденного им для усадебного дома в Михайловке.

Фасады дворца в Михайловке обработаны суховато трактованными мотивами ренессансного и классицистического характера – колоннами, пилястрами, кариатидами. Этот тип декора Боссе часто применял на фасадах своих построек. Фасады дворца в Михайловке – стилизация, довольно типичная для архитектуры середины XIX века. Но его план и его объемно пространственная композиция – явление совершенно необычное и во многих отношениях новаторское. Принцип свободной, асимметричной компоновки объемов, сгруппированных по функциональному признаку, достиг в нем своего апогея. Дворец в Михайловке – самое крупное здание во всей русской архитектуре середины XIX века, скомпонованное по этому новаторскому принципу.

При обходе вокруг дворца зритель получает целый комплекс разнообразных впечатлений: объемы здания словно поворачиваются перед нами своими гранями, то, приближаясь, то, отдаляясь; их живописная игра дополняется разнообразием деталей и малых архитектурных форм. Здание и окружающее пространство как бы взаимопроникают друг в друга, что достигается не только игрой объемов, но и многочисленными крыльцами, лестницами, перголами, портиками, лоджиями, балконами, прорывающими, растворяющими границы между внутренними и наружными пространствами. И это создает ту тесную связь с природой, которая выдвигалась тогда в качестве одного из важнейших критериев в оценке достоинств загородных домов.

Архитектурный облик дворца в Михайловке обладает определенной внутренней противоречивостью. С одной стороны – их планировка и свободная, живописная объемно- пространственная композиция, продиктованная функциональными соображениями, характеризуются многими новаторскими чертами и, как уже отмечалось, в известной мере предвосхищают те приемы, которым суждено было получить дальнейшее развитие в будущем. С другой стороны, декор фасадов этих зданий основан на повторении мотивов исторических архитектурных стилей: ренессанса, барокко, готики.

В начало


Сайт выполнен Логвиновой Викторией. Все права защищены. © 2009. Любое использование материала и изображений с данного сайта возможно только с согласия автора. Материал взят из книги В.И.Андреевой.

Hosted by uCoz