s2 bosse s3
b1 b2 b3 b4 b5 b5 b5
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
 

Архитектурное творчество Г.А. Боссе в окрестностях Петергофа.

Альбомом образцовых проектов небольших, но удобных для летнего отдыха домов Г.А. Боссе продемонстрировал свое умение «распределять и комбинировать пространство», будучи еще совсем молодым архитектором. В последующие годы он продолжал разработку приемов свободной планировки, что нашло логическое завершение в проект загородного дворца в Михайловке. К сожалению, ни одной из дач, построенных Боссе в окрестностях Петербурга, пока найти не удалось. Большинство из них возводились полностью или частично из дерева, и в дальнейшем время их не пощадило, иные были перестроены. Тем ценнее для нас сохранившиеся проекты, как осуществленные, так и нереализованные.

В начале своей творческой деятельности архитектор строил загородные дома «для средних хозяев», садовые домики, службы. В 1840 – 1850-е годы проектирование и строительство дач ему поручают представители высшего дворянства, богатые предприниматели, крупные чиновники. Работа для обеспеченного круга заказчиков способствовала более полному раскрытию творческих способностей архитектора. Развитый комплекс с главным домом и служебными постройками, соединенными с ним крытыми переходами, представляла собой дача графини М.Г. Разумовской в Петергофе. Расположенное вблизи Большого дворца и Верхнего парка место «позади нового каменного кавалерского дома» было пожаловано вдове генерал-майора Льва Кирилловича Разумовского 11 мая 1837 года, а 20 мая уже были утверждены планы и два фасада дома. В проекте дачного дома от которого остались только исполненные акварелью фасады, тип английского коттеджа с элементами средневекового замка переработан в соответствии с современными функциональными и эстетическими требованиями. На основе асимметричного плана разновысокие объемы сгруппированы в довольно компактное целое. Готические формы башен, стрельчатых порталов, высоких крыш и труб сосуществуют здесь с новыми деревянными конструкциями открытых и застекленных веранд, балконов, галерей, придающих зданию особую воздушность. Свойственная загородным постройкам Боссе живописная пластика архитектурных масс достигает в этом проекте, пожалуй, самого романтичного, «сказочного» выражения.

По-видимому, проект с достаточной точностью был воспроизведен в натуре. Сохранилась акварель 1846 года, изображающая внутренний вид салона-веранды на даче Разумовской в Петергофе – полуциркульного в плане, довольно обширного помещения, предусмотренного проектом. Сплошное остекление наружной стены и необычные деревянные конструкции крыши, также частично остекленной, без сомнения должны были восприниматься как новое слово в решении дачного интерьера.

Разрушенную во время Великой Отечественной войны дачу разобрали в конце 1940-х годов. От нее осталась только небольшая, скромно оформленная в готическом стиле сторожка и металлическая ограда в стиле модерн. Аналогичный архитектурный образ и планировочное решение имеет и дача по Петергофской дороге, проект которой был выполнен Боссе в 1845 году. Двухэтажный деревянный дом с мезонином, высокими многоскатными крышами и дымовыми трубами выразителен по силуэту, хотя и менее затейлив. В данном случае органично соединены композиционные приемы объемно-прстранственного построения английского коттеджа и швейцарского шале. Планировка дома подчинена логике удобной связи между помещениями различной величины, расположенными по сторонам внутреннего коридора. Интерьеры раскрыты в окружающий ландшафт посредством широких окон, эркеров, балконов, террас, крылец, лестниц. В доме предусмотрены три входа с разных сторон и крытый переход в хозяйственный блок. Подобный тип загородного дома благодаря своей более рациональной, но достаточно живописной форме получит широкое распространение во второй половине XIX века и трансформируется в особняках и дачах эпохи модерна.

Разрабатывая примеры свободной планировки, обусловленной функцией, Боссе обращался и к другим историческим прототипам – античным виллам, древнерусским теремам, при этом создавая иногда своеобразный сплав этих планировочных систем. В 1846-1847 годах перестраивается дача генерал-майора Н.А. Протасова на Петергофской дороге, в шестнадцати верстах от Петербурга, ранее принадлежавшая коммерции советнику Молво, смежная с восточной стороны с мызой Лигово генерал-майора Г.Г. Кушелева, с западной стороны – с дачей графини Г.А. Мордвиновой, жены известного адмирала и экономиста Николая Ивановича Мордвинова. Новый дом на петергофской даче свободной, асимметричной планировкой радикально отличился от старого прямоугольного в плане здания, вероятно имевшего классицистический облик. В 1858 году Боссе составил проект пристройки к дому оранжереи, но неизвестно, была ли она построена.

Романтическое представление архитектора о том, что постройки должны быть неотъемлемой частью природного ландшафта, наиболее смело воплотилось в его проектах. В них как бы предвосхищается одно из основных принципов «органической архитектуры», ставшей значительным явлением в архитектурном процессе уже XX века. В «органической архитектуре» особое значение придавалось естественной связи здания с окружающей его природной средой, полному слиянию архитектуры и природы за счет «внедрения» здания в пейзаж.

Тезис А.П. Брюллова – «архитектура есть прежде всего искусство распределять и комбинировать пространство», наглядно подтвержденный в его произведениях, в том числе дачах, своей собственной и брата К. Брюллова, - еще более смело развивал в своих загородных постройках Боссе. Это доказывает самая ранняя самостоятельная его работа – гравированный альбом проектов-фантазий сельских домов, изданный им в апреле 1833 года.

Альбом примечателен во многих отношениях. В предисловии Боссе дает одно из первых описаний картины начавшегося в 1830-е годы дачного бума: «Ни одна из столиц Европы, пожалуй, не представляет более блестящего зрелища, чем Петербург, бессчетным числом красивых дач, которые украшают все проспекты в окружности двадцати верст. Разнообразие, вкус, которые царят в их расположении, и богатство окружающей их зелени заставляют забыть путешественника о широте, в которой он находится… На примере нашего августейшего отца семейства все классы жителей, начиная от министра и кончая простым ремесленником, считают своим долгом обеспечить супругам и детям удовольствие провести лето вне города… В течение нескольких лет, особенно на наших прекрасных островах и на высотах Мурина и Парголова, видно, как постоянно поднимаются затейливые домики, которые соперничают между собой оригинальностью своей конструкции и которые становятся прибежищами для тихого домашнего счастья». Предложенные Боссе проекты недорогих деревянных домов, «внутреннее расположение которых приспособлено к нуждам среднего хозяйства», отличаются свободой построения планов, функциональной продуманностью, разнообразием внешнего вида, которое достигается использованием в каждом случае какого-либо стиля: «итальянского», «английского», «швейцарского», «русского». В отношении последнего необходимо отметить, что это был один из первых примеров фольклорного направления национального стиля в русской архитектуре XIX века, наряду с проектом Никольского домика в Луговом парке Петергофа, составленным А.И. Штакеншнейдером также в 1833 году.

В начало


Сайт выполнен Логвиновой Викторией. Все права защищены. © 2009. Любое использование материала и изображений с данного сайта возможно только с согласия автора. Материал взят из книги В.И.Андреевой.

Hosted by uCoz