s2 bosse s3
b1 b2 b3 b4 b5 b5 b5
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
 

Дворцы и особняки Г.А. Боссе в Петербурге (1840-1850-е годы)

Гаральд Андреевич Боссе (1812-1894) принадлежал к числу выдающихся русских зодчих середины XIX века. В Петербурге и его окрестностях он построил десятки зданий – особняки, доходные дома, виллы, дачи и два больших великолепных дворца – в Знаменке и Михайловке. По его проектам было оформлено огромное количество интерьеров, в том числе несколько комнат в Зимнем дворце. Боссе пользовался большим авторитетом у современников. Петербургский журнал «Архитектурный вестник» писал в 1861 году: «Постройки, возведенные Боссе, остаются памятниками его полезной деятельности, его творчества и глубокого понимания архитектурного искусства ».

sdОдно из наиболее интересных произведений Боссе – его собственный дом на 4-й линии Васильевского острова, построенный в 1847-1849 годах.Главный фасад здания, выходящий на улицу, достаточно обычен для неоренессанса середины XIX века: стены расчленены рустами, арочные окна, заключенные в прямоугольную рамку ренессансных наличников, размещенные в несколько монотонном ритме. Однако за этим довольно тривиальным фасадом находится здание, заметно отличающееся от большинства петербургских особняков тех лет своей необычной, новаторской планировкой.

В плане дома нет ни одной оси симметрии: его объемы прихотливо и свободно соединяются друг с другом, образуя сложную, живописную объемно-пространственную композицию, которая раскрывается перед зрителями, когда он входит внутрь здания. Подвальный этаж был отведен для хозяйственных помещений, для комнат прислуги. Здесь же находились топки многочисленный печей: нагретый воздух, проходящий по каналам внутри стен, обогревал комнаты бельэтажа.

Сохранился детальный план бельэтажа дома Боссе, выполненный, очевидно, самим архитектором. На нем показаны не только очертания стен, но и расстановка мебели во всех комнатах. В этом отношении план дома Боссе является особенно интересным и ценным историческим документом, так как позволяет судить и об общем характере меблировки комнат, и о том, как расстановкой мебели достигалась определенная организация самого пространства комнат.

В доме три лестницы: парадная, начинающаяся под аркой въездных ворот, черная и две внутренние, служащие для сообщения между этажами. Парадная лестница ведет в переднюю; из передней – вход в восьмигранный зал, служащий своего рода «транспортной развязкой». С запада на восток его пересекает ось небольшой анфилады из трех помещений – самого зала и двух гостиных. Одна из них завершается эркером, выступающим в сторону сада. Широкий проем соединяет эту гостиную с уютной угловой комнатой, через которую можно было пройти в оранжерею и далее – в зимний сад. Другая гостиная, выходящая окнами в сторону улицы, - главное парадное помещение дома. У стены стоял рояль, в центре – круглый стол, окруженный стульями; углы были заняты мягкими, покойными диванами, небольшими круглыми столами и креслами – здесь возникали уютные уголки, располагающие к беседе или слушанию музыки. В центре дома – зал, освещенный верхним светом через стеклянный фонарь; судя по небольшому количеству мебели, он использовался для танцев. К нему с востока примыкала комната, соединявшаяся тройным проемом, с лоджией, выходившей в сад. В углу лоджии стояли угловой диван, кресла и круглый стол – здесь было удобно и прохладно пить чай в жаркие летние дни.

Юго-западная и южная часть дома были заняты спальнями, туалетными комнатами и ванной комнатой. Кабинет архитектора, очевидно, располагался между спальней и большой гостиной: на плане отчетливо виден рабочий стол, удобно поставленный у окна, углом к нему. Анализ плана дома Боссе показывает, что и в функциональном, и в художественном отношении планировка дома продумана исключительно тщательно. Принцип анфиладности сохраняется в «нанизывании» дверных проемов на одну ось – это позволило избежать неудобных диагональных «переломов» осей. Помещения соединялись в пространственные группы по функциональному признаку. Умело размещенные лестницы и тамбуры изолировали парадную группу помещений от личных апартаментов.

Расстановка мебели, примененная Боссе, очень типична для особняков и барских квартир середины XIX века. Мебель образует своего рода микроансамбли, выделяя в пространстве комнат особые зоны для работы, бесед, музицирования.

В построении плана своего особняка Боссе исходил из принципа функциональной целесообразности, стремясь создать удобную, комфортабельную планировку. Прямым следствием композиционного принципа, положенного Боссе в основу планировочного решения его дома, является своеобразная многоликость, многогранность созданного им архитектурно-художественного образа. Со стороны улицы дом строг, подтянут, несколько официален, словно «застегнут на все пуговицы». В этом смысле он соответствует и традиционным принципам застройки, сложившимся в столице Российской империи, и теоретически архитектурным воззрениям того времени: считалось, что «характер городских строений вообще должен быть серьезнее, проще, спокойнее».

Совершенно иное впечатление производит здание со стороны сада: его асимметричный объем, прорезанный окнами самых разнообразных очертаний, дополненный эркером с коридорами, лоджией и оранжереей, создает живописную игру архитектурных масс. Пространство здания и окружающее пространство сада вступают здесь в иную взаимосвязь: они уже не разделяются жесткой плоскостью фасада, а словно взаимопроникают друг в друга.

Примененный Г.А.Боссе в собственном особняке на Васильевском острове новаторский прием свободного пространственного размещения объемов получил дальнейшее развитие в композиции загородного дворца великого князя Михаила Николаевича в Михайловке, построенного Боссе в 1858-1861 годах.

Г.А. Боссе был одним из первых, кто, чувствуя необходимость отхода от устаревших канонов классицизма и не желая в то же время резко порвать с его традициями, создал переходный, «компромиссный» вариант стиля, в котором черты классицизма сплетались с чертами неоренессансного характера. Типичный пример такого фасада переходного, полуклассицистического – полуренессансного, типа – особняк Нарышкиных (ул. Чайковского, 7) спроектированный Боссе в 1841 году. Перестраивая здание, Боссе сохранил прежнюю конфигурацию его стен, но удлинил здание вправо, разместив в первом этаже пристройки парадный подъезд и подворотню. В итоге композиция здания оказалась несимметричной. Отделка фасада была обогащена легким, графичным рустом и наличниками классицистического типа. Декор фасада в целом еще тяготеет к классицизму, но дополнен отдельными ренессансными мотивами.

dpДальнейшую эволюцию творческой манеры Боссе от классицизма к неоренессансу иллюстрирует особняк отставного штаб – ротмистра И.В. Пашкова на Литейном пр., 39, построенный в 1841 – 1844 годах. По сравнению с особняком Нарышкиной, в композиции фасада дома И.В. Пашкова Боссе уже почти отошел от классицизма – хотя форма наличников второго этажа и прием выделения центра фасада портиком восходят к классицистическим канонам.

Интересно отличить, что большая часть поверхности стен особняка И.В. Пашкова оставлена неоштукатуренной. Однако это вовсе не означает, что отделка дома осталась незавершенной или что у владельца не хватило средств на штукатурку, - судя по пышной внутренней отделке, хозяин этого особняка обладал весьма солидным капиталом. В данном случае неоштукатуренность фасада – новаторский художественный прием, сознательно использованный архитектором. В нем отразилось возникшее в те годы стремление найти более рациональные способы отделки зданий.

Дом И.В. Пашкова – первый пример использования в архитектуре городских особняков Петербурга обнаженной кирпичной кладки. Это было интересным и рациональным художественным новаторством, знаменующим начало движения к «кирпичному стилю», который распространился в архитектуре последней трети XIX века. Безордерную разновидность неоренессанса иллюстрируют фасады особняков князей братьев Л.В. Кочубея и М.В. Кочубея. Строительство особняка князя Л.В. Кочубея на Сергиевской улице началось в 1844 году по проекту архитектора Р.И. Кузьмина и было завершено в 1845 – 1846 годах архитектором Г.А.Босее. Фасад здания выполнен в формах итальянского ренессанса: первый этаж рустован, стены прорезаны широкими арочными окнами, причем во втором этаже окна, в соответствии с традицией итальянской архитектуры XV-XVI веков, сдвоенные и охвачены поверху широкими арками. Фасад завершает массивный карниз.

Дальнейшее развитие безордерного неоренессанса в архитектуре петербургских особняков иллюстрируется домом князя М.В. Кочубея на Конногвардейском бульваре, перестроенным и расширенным Боссе в 1853-1855 годах. Лейтмотив композиции фасада – широкие арочные окна; обработанные рустом стены завершаются массивными арочными карнизами ренессансного типа. Интересной особенностью дома М.В. Кочубея являются отдельно стоящие ворота, украшенные большими бюстами «арапов» с лицами из черного и чалмами из белого мрамора.

Архитектор середины XIX века в своих произведениях использовали различные стилистические прототипы – в зависимости от назначения здания, местоположения постройки, вкуса заказчика.

В течение трех десятилетий работы в Петербурге архитектор перестроил и возвел заново свыше четырех десятков жилых домов, из них более двадцати полностью или частично дошли до нашего времени. «Значение дворцов и особняков в общей эволюции архитектуры, - отметил исследователь городской застройки А.Л. Пунин, - определялось и тем, что отделка их фасадов и интерьеров нередко играла роль своего рода эталона, способствовала распространению новых художественных приемов, используемых петербургскими архитекторами и строителями». Многие проекты частновладельческих домов последней трети XIX века создавались под влиянием более ранних образцов, среди которых особняки Г.А. Боссе выделялись строгостью композиционного замысла и цельностью общего художественного решения.

В начало


Сайт выполнен Логвиновой Викторией. Все права защищены. © 2009. Любое использование материала и изображений с данного сайта возможно только с согласия автора. Материал взят из книги В.И.Андреевой.

Hosted by uCoz